Краткое содержание:
История Арканоид
Pulsoid
Krakout
Sqoid
Batty
Классический Arkanoid
DX Ball

Арканоид. С чего всё начиналось

игровой автомат аркада pongPong и Breakout — казалось бы, эти игры стоят у истоков идеи с битой и шариком. Но поразмыслим, что пытались воспроизвести создатели Pong? Если вы не в курсе, в этой игре по краям экрана телевизора двигались две палки, обозначающие ракетки, а между ними летал квадратик, обозначающий мяч. Игрок, который пропускал мяч, дарил очко сопернику. Это похоже на вполне себе реальный теннис, и действительно, большинство игр черпают идеи из жизни, как основного источника.

Чтобы Pong, созданный в 1972 году в виде аркадного игрового автомата, обрел близнеца в виде домашней телеприставки Pong, понадобилось 3 года. А ещё через год, в 1976, появился Breakout для Atari 2600. К созданию этой игры приложили руку Ноэл Бушнелл (основатель Atari, Inc), Стив Возняк и Стив Джобс, будущие основатели Apple, Inc.

Breakout сформировал каноны будущего Arkanoid. Появилось огороженное сBreakout atari arcade cabin трёх сторон пространство, и ракетка (бита), катающаяся влево-вправо в нижней части экрана. Просто набивать мяч об стены было бы странным занятием, поэтому разработчики добавили на игровое поле несколько линий, состоящих из блоков-кирпичиков. При попадании мяча в блок тот исчезал, а мяч отражался под углом и продолжал движение. Таким образом, появилась цель — выбить все кирпичики на экране. И это было адово сложным занятием, хотя в игре 1 уровень. После зачистки экрана оставалось слить неизрасходованные мячики и закончить игру, счастливый финал не предусмотрен. Но попробуйте выбить те блоки…

С Breakout связан интересный факт. Поскольку в то время в залах с игровыми автоматами стояли монохромные дисплеи, на экраны c автоматами Breakout клеили разноцветные полоски из целлофана. Таким образом, даже на ЧБ-телевизорах кирпичики получались цветными.

У Breakout появилось некоторое количество клонов, но следующий эволюционный скачок совершила компания Taito, предложив миру Арканоид.

«Арканоид» как развитие идеи Breakout

Разберёмся, чем Taito обогатили игровой процесс. Подчеркну три момента, изменившие механику игры. Первый —  появление «врагов» на игровом поле. Движущиеся абстрактные фигурки, выпадающие из люка в верхней части экрана, путешествуют по игровому пространству. Ракетке враги не страшны, уничтожаются касанием, но мяч при попадании в движущиеся фигурки меняет траекторию, и если не среагировать быстро, улетает в аут. Кроме того, после нескольких попаданий мяча во врагов, скорость полёта мяча возрастает, что усложняет игру.

atari 2600 breakout

Игра Breakout, первая версия для телеприставки Atari 2600.

Второй отличительный момент в «Арканоид» — появление бонусов. Случайным образом из некоторых блоков, при разбитии, выпадают полезные элементы. Выглядят как пилюли с витаминами. Для употребления — поймать ракеткой. Чтобы аркада Арканоидраспознать, какой подарочек летит сверху, на пилюли нанесены буквы. Например L (Laser), добавляет ракетке пару стволов по краям, расстреливающих врагов и блоки. G (Glue) — каждое касание шариком ракетки примагничивает его. Это позволяет метко прицелиться, и затем выпустить шарик нажатием кнопки. Витамин S (Slow) замедляет полет шарика, ну и так далее.

Ну и третье, блоки разделились на три типа. Исчезающие при однократном касании, исчезающие с двух и более касаний, и вовсе непробиваемые.

С врагами, бонусами, и хитрыми лабиринтами непробиваемых блоков играть в «Арканоид» стало куда веселее! Добавим, что в игре появились новые уровни, с продуманным расположением блоков.

Конечно, такое богатство игровых нововведений удалось реализовать только на продвинутых, относительно Pong и Atari 2600, 8-битных компьютерах типа Atari 800XL, Commodore 64, ZX Spectrum и др. Во времена появления Breakout (1976 год) впихать в игру вкусные плюшки было технически невозможно. Taito выпустила своё творение только в 1986, спустя 10 лет после Breakout. Тогда то и началось победное шествие «Арканоид», и думаю, не будет преувеличением сказать, что 8-битная эпоха стала золотой эрой игры.

Таким образом, подходим к сути статьи — рассказать о пяти ярких представителях семейства «Арканоид». Поехали.

 

№ 5. Pulsoid

Pulsoid издан в 1988 году компанией Mastertronic, на трёх платформах: Commodore 64, ZX Specrum, Amstrad CPC.pulsoid спектрум Разработчики покусились на святое — шарик заменили на короткий отрезок типа «змейка», однако это не мешает получать фан от Pulsoid. У отрезка простая физика: смены траектории нет, отражается только под одним углом, в какую бы часть площадки не попал. Веселье начинается при попадании отрезка во врагов. Отрезок раздваивается, клоны тоже попадают во врагов, и снова раздваиваются. И вот уже экран забит летающими с большой скоростью змейками, от которых игрок пытается отбиваться ракеткой. Масса удовольствия.

В кирпичиках в изобилии спрятаны «плюсы», удлиняющие хвост отрезка, а «минусы» наоборот, укорачивают хвост. Еще выпадает бонус, отсекающий избыточную длину отрезка при касании отрезком ракетки. Pulsoid сложно проходится, но это не повод предать игру забвению — при должном уровне тренировки начнёт получаться. Автору хватило упорства пройти игру до конца на ZX Spectrum, без помощи читов, хотя начинать заново пришлось много раз.

Скачать Pulsoid (образ кассеты .tzx) для ZX Spectrum

Скачать эмулятор ZX Spin для запуска игр Spectrum под Windows

№ 4. Krakout

Созданный в 1987 году Krakout изменил традиционный вид Arkanoid. Если до этого ракетка каталась внизу экрана, то в этой игре её расположили сбоку, причем в меню настроек выбирается, слева или справа. Разработали Krakout Энди Грин и Роб Туни, а издателем выступили Gremlin Graphics. Музыка к игре написал композитор Бен Даглиш, плодотворный автор, создавший более 50 мелодий для игр. Krakout выпустили сразу для нескольких платформ: ZX Spectrum, Amstrad CPC, BBC Micro, Commodore 64 and MSX.

Krakout приятен. Размер мяча в игре примерно соответствует размеру биты, при этом бита короткая. Двигаются и мяч и битаигра krakout для zx spectrum плавно. Krakout одна из немногих, если не единственная игра того периода, в которой реализована анимация исчезновения блока. Если вышибаешь бонус, тот не летит в сторону ракетки, а остается на месте. Для получения бонуса требуется повторное попадание. Если ракетка уже расширена, повторный бонус расширения ничего не добавляет. Получение нового бонуса отменят предыдущий. Берёшь клей после расширения — ракетка снова становится маленькой. Но липкой!

В игре 100 уровней, поэтому сохранять скорость реакции и внимательность постоянно — непросто. При игре через некоторые эмуляторы, конечно, доступно сохранение состояния, чтобы продолжить после отдыха (или откатить игру к сохранению после поражения). Угол отскока шарика изменяется в зависимости при попадании в разные части ракетки, таким образом происходит управление траекторией полета. В начале игры Krakout врагами выступают (в том числе) летающие головы другого персонажа игр издателя Gremlin Graphics — Jack the Nipper.

Остальные плюшки можете раскрыть самостоятельно. Скачать Krakout и эмулятор компьютера для запуска игры можно из этой статьи, вот ссылки. Играем и кайфуем.

Скачать Krakout (образ кассеты .tzx) для ZX Spectrum

Скачать эмулятор ZX Spin для запуска игр Spectrum под Windows

№ 3. Sqoid

Судьба этого клона «Арканоид» немного грустная. Разработчик по имени Rafael Calderon в 80-х годах отправил опытный образец игры для оценки в голландский фонд Atari (Atari Stichting). Позвонил спустя некоторое время и спросил, какие мысли по поводу игры. В фонде сказали, что игра понравилась

Дальше непонятно, видимо Рафаэль сам подзабил и пустил дело на самотёк, но до официального издания дело не дошло. Спустя год разработчик обнаружил, что игра взломана и продаётся на пиратском рынке, в титрах стояла несуществующая контора BitSoft. При этом Rafael Calderon не давал разрешения на распространение игры, и не получил ни копейки роялти.

Sqoid Atari XL/XEТаким образом, создателя кинули на игру, при этом глобального распространения Sqoid не произошло. Кроме оригинала на Atari 8-bit, конверсий на другие платформы не было. И даже на Atari игра известна только ценителям. Так уж случилось, что автору довелось играть в неё в конце восьмидесятых, во время работы в игровом зале. А больше, возможно, никто бы и не вспомнил о Sqoid сегодня.

И зря, поскольку игра предлагает ряд интересных особенностей, а игровой процесс аддиктивен, да и просто хорош. Кристально чистый хардкор, так оценивается сложность игры. Сильно подозреваю, что пройти Sqoid «по чесноку» невозможно.

Рафаэль ввёл в игру таймер. Убывающая с каждой секундой синяя полоска вверху экрана напоминает игроку, что время на выбивание блоков ограничено. Ближе к концу полоска начинает переливаться цветами доступной палитры. Отбивание шарика и так требует концентрации и реакции, поскольку мяч в Sqoid мяч летает быстро, а тут ещё и время убывает. Не успел выбить блоки — теряешь одну ракету, и таймер запускается по новой (блоки не восстанавливаются, и на том спасибо).

Вторая особенность: если в классическом «Арканоиде» выбиваешь блоки и автоматом переходишь на следующий уровень, то в Sqoid переход сделан по-другому. До последнего блоки выбивать необязательно, для каждого уровня прописано количество, которое положено снести (неизвестно сколько, но на глаз — 80-95% блоков), после чего в верхнем правом углу открывается люк шириной с ракетку, куда предлагается успеть загнать шарик, и таким образом перейти в следующую игровую комнату.

Траектория полета мячика не изменяется никак при попадании в части биты. Единственный способ изменить угол отскока — подкрутить мяч движением биты, и это тоже интересная особенности, продвинутая физика для двухмерного арканоида. Для подкручивания надо в момент подлета шарика к низу резко подогнать под него ракетку и скользнуть по шарику. Заходить надо со стороны, противоположной движению шарика, как бы навстречу, иначе подкручивание не состоится.

Если подача выполнена правильно, шарик ускоряется раза в полтора, и уходит вверх под острым углом. Дальше нужна неслабая реакция, чтобы отбивать шарик, и до подкрутки летающий бодренько. Приём используется, когда люк выхода уже открыт, чтобы быстро направить туда шарик по прямой. Обратный процесс «раскрутки» тоже возможен — ловим бешеный мячик на подлете, но уже по ходу движения, тогда происходит возврат на начальную траекторию и скорость снижается. Вот такие дела.

В Sqoid завораживающий звук. Рафаэль использовал эффект реверберации, потому создается впечатление пустого зала с эхом. Мячик отскакивает от стен и блоков с металлическим призвуком. Это создает гипнотизирующий, психоделический эффект.

Полезных бонусов в Sqoid два: буква E восстанавливает полосу таймера, а выпадающее из блока изображение шарика (правда, в виде полого квадрата) добавляет одну попытку (ракетку). Бонусов мало, выпадают без элемента случайности — места предопределены дизайнером. При этом в игре в 2-3 раза больше отрицательных бонусов. Негативные бонусы это тоже свежая мысль, учитывая год выпуска игры.

Вряд ли игрокам понравится резкое ускорение движения биты (начинаешь внезапно промахиваться по шарику), или замедление, или полная кратковременная остановка. Или, например — инверсия движения. Это когда нажимаешь влево, а ракетка едет вправо. Только переключишь мозг, как действие эффекта прекращается. БАМС! Фэйл.

Рекомендую попробовать этот эксклюзив платформы Atari. Rafael Calderon удостаивается респекта и уважухи. Пусть в титрах стоит BitPower, но анонимус теперь знает.

Скачать Sqoid и эмулятор Atari. Sqoid 2 это хакнутая версия с бесконечными жизнями, позволяет пройти игру до конца. После прохождения цикл закрывается и игра снова продолжается с первого уровня. Концовки нет.

Скачать эмулятор Atari XL/XE — Altirra 2.70

Скачать образ дискеты (сборник игр + Sqoid) для Atari

Скачать образ дискеты (сборник игр + Sqoid 2 — взломанная версия, бесконечные жизни) для Atari

№ 2. Batty

Дорогая сердцу многих «спектрумистов» Batty издана в 1987 году на Amstrad CPC, Commodore C64 и ZX Spectrum. Batty для Commodore отличается количеством уровей, 64 уровня, против 15 у «Спектрума». Но даже эти 15 уровней не дадут скучать. Игра настолько сложна, что обойтись набором из 4-х ракеток, которые даются в стандартной Batty, вряд ли по силам большинству геймеров.batty игра ZX Spectrum

При этом игра на редкость аддиктивна: затягивает, пытаешься снова и снова пройти сначала, после потери жизней. Ниже рассмотрим причины сложности игры.

Первое, это враги, именуемые Aliens. В ZX-версии альены вылетают по одному (в C64 могут и по двое), после некоторого времени, проведенного на поле. Враги не впервые в арканоидах, но в Batty они стреляют, причем выстрел смертоносен. Если вместо шарика поймать снаряд, бита разлетается на куски.

Второе — шарик мерзко ускоряется через каждые 10-20 ударов о блоки. Степеней ускорения 3 или 4, и на последней шарик летает быстро, так быстро, что ракетка за ним банально не поспевает. Выход — предвидеть траекторию и заранее быть там, где скоро будет шарик. Но это непросто, так как траектория некоторых уровней запутанная из-за непробиваемых блоков, опасно расставленных.

Третье: мало того, что есть смертельно опасные враги и физика в виде ускорения, так еще и на каждом уровне установлены искажатели гравитации. От одного до трёх устройств, которые случайным образом включаются и выключаются на неопределенное время. Когда шарик летит через круг и тот выключен — шарик просто летит. Но если искажатель включен (а включение-выключение происходит даже в момент пролёта), то траектория меняется на 20-45 градусов, и конечная точка мяча смещается. Если на малой скорости подача ракетки ещё корректируется, то разогнанный шарик не поймать, если вы не робот, мгновенно просчитывающий новые параметры.

Кажется, есть слабая вероятность честного прохождения игры с 4-мя жизнями, но эта вероятность для профессионалов. И даже при этом условии понадобится везение, чтобы выпадали нужные бонусы. Ключ к успеху — отработка паттернов подсечки шарика. Batty интересна тем, что тут возможна симфония траекторий. В зависимости от того, какой зоной ракетки отражается шарик, под таким углом и летит. Этих зон, на глаз, 3-5 на каждую половинку биты, для отражения влево и вправо. Если в совершенстве научиться управлять шариком, загонять его в узкие проходы, бить прицельно, то шансы на прохождение будут расти.

Что касается везения, то в игре присутствуют 5-6 гадких уровней, где мало разбиваемых блоков, но зато есть лабиринт из непробиваемых кирпичей. Легко потерять там кучу жизней, но если повезет, после пары разбитых блоков выпадает реактивный ранец, переносящий на следующую карту.

В игре нет негативных бонусов. Из положительных, например, пилюля, уничтожающую врагов, после чего враги не появляются секунд 30. Шарик-терминатор, проходящий через блоки как нож через масло, стирая, а не отскакивая. Непробиваемые блоки не берёт, однако. Ещё много чего полезного, но важно помнить, что бонусы не аккумулируются, а чаще отменяют друг друга. Взяли клей, и на уровне бесполезен лазер — не ловите больше лазер, так как отменится клей. Сохраняйте то, что поможет быстрее пройти уровень, пока шарик не стал летать как бешеный.

Забыл отметить одну особенность. Batty предоставляет редкий случай игры вдвоём, причём как в режиме «игрок теряет ракетку — раунд переходит к другому», так и в кооперативном режиме. Низ экрана делится на 2 части, один игрок действует в левой зоне, второй в правой. Две ракетки на поле уменьшают открытую площадь, сокращая риск вылета шарика в аут. Нужно меньшее время подачи в точку удара, так как расстояние для каждой ракетки меньше в 2 раза, чем в одиночной игре. В то же время, количество жизней не удваивается, и игроки расходуют жизни из одного котла. Также, сложно найти партнёра с квалификацией, чтобы играть вдвоём. Достичь успеха без равного скилла не получится. Тем не менее, режим «кооператив» для арканоидов редкий и интересный. Возможно, Batty единственная игра, предлагающая подобное.

В заключение отмечу, что игра доставит поклонникам жанра много удовольствия, но мазью от анальной боли тоже следует запастись. На какой платформе играть, решать игроку. В России был тотально распространён ZX Spectrum, а доступа к технически превосходящему Speccy Commodore C64 не было, тот распространялся в США. Поэтому логично, что поклонников Speccy в России подавляющее большинство, но это не значит, что не стоит попробовать новое. Сегодня доступны эмуляторы систем, позволяющие играть в то, что пропущено в 90-е.

Ну и напоследок, надо сказать, что существует реализация Batty для ПК / Windows. Модератор форума forum.shelek.ru под ником Serg79 сделал конверсию на языке C, скопировав 1в1 все уровни Батти с ZX Spectum. Версия «Бэтти» для PC играется и ощущается в точности как оригинал. Потеряно главное меню, игра для двух игроков, таблица рекордов, зато добавилось управление мышью. Поскольку пройти игру с 4 жизнями, как в оригинале, могут лишь грандмастера, автор скомпилировал также вариант с 15 жизнями. Его я в итоге и смог пройти, раза с двадцатого.

Скачать Batty для PC / Windows, 15 жизней

Скачать Batty (образ кассеты .tzx) для ZX Spectrum

Скачать эмулятор ZX Spin для запуска игр Spectrum под Windows

№ 1. «Арканоид», который Arkanoid

Ну вот и добрались до первого места. «Оскар» игровой индустрии уходит классическому «Арканоиду» от Taito. Вкратце сильные стороны: вдумчивый дизайн уровней и сбалансированная сложность.

Как уже было отмечено выше, классический «Арканоид» был издан в 1986 году, в оригинале — для игрового автомата. Спустя год, в 1987 году, вышла вторая часть, Arkanoid: Revenge of DOH, которая в принципе, делит триумф с первой частью.
Список конверсий «Арканоида» насчитывает пару десятков популярных игровых платформ, включая Atari XL/XE, Apple 2, NES, BBC Micro, DOS и другие.

arkanoid atari xlНа платформах, кроме NES (Dendy в России) в игре 33 уровня, на NES — 36. Помимо собственно увлекательного игрового процесса, для Arkanoid создан некий сюжет. В космосе неизвестный враг уничтожил корабль-носитель под названием Arkanoid, но маленькому судну удалось спастись перед уничтожением. Однако, после спасения космический кораблик затянуло в некое пространство, из которого предстоит освободиться. Площадка (ракетка, бита), которой отбивается шарик, по легенде и есть маленькое космическое судёнышко, Vaus, управляемое игроком.

Наличие сюжета, в том числе, отличает классический «Арканоид» от последующих разработок. После прохождения уровней придётся сразиться с боссом, кибернетической системой DOH, которая выглядит как голова Моаи, истукана с острова Пасхи, периодически постреливающая сгустками энергии.

«Арканоид» — игра средней сложности, которая при некоторой практике проходится без читов, используя количество ракеток, запланированное дизайнером игры. Остальные игры в рейтинге куда как хардкорнее.

Конечно, везение и холодный расчёт здесь тоже нужны. Желательно подойти к финалу с как можно большим количеством жизней, для сражения с боссом. Жизни дают за бонусы (серые витаминки с буквой P). Среди прочих бонусов: выход на следующий уровень через боковой портал, двуствольный лазер, замедление, клей, увеличение размера площадки. Вредных бонусов нет. Угол отражения шарика меняется в зависимости от зоны попадания в площадку.

Игра адски хороша, описывать дизайн и механику бессмысленно. Лучший способ понять — поиграть в классический «Арканоид». Рекомендую версии для аркадного автомата или Atari XL/XE, также в буржуазном интернете хвалят вариант для Amiga.

Скачать эмулятор Atari XL/XE — Altirra 2.70

Скачать образ дискеты с Arkanoid для Atari XL/XE

«Арканоид», итоги

Со времён 8-bit утекло немало воды, и на современных платформах можно было развить идею, создать более совершенные и графически прекрасные игры на базе Arkanoid. Но этого не случилось. Не набралось критической массы энтузиастов, способных сделать классный дизайн и вдохнуть в римейк играбельность. Это и побудило меня написать статью об арканоидах золотого времени, поскольку они по прежнему актуальны и хороши, и в них стоит играть, в отличие от современных поделок.

И всё же, сделаю небольшое отступление, для тех людей, кто просто хочет скачать арканоид на компьютер и быстро запустить, не разбираясь как работают эмуляторы. Для PC выпущен продукт, который мне действительно нравился, и достойно продолжил серию. Пусть он будет вне конкурса.

DX-Ball

Michael P. Welch в 1996 году создал игру под названием DX-Ball, не что иное, как бесплатный арканоид для архитектуры x86, легко запускающийся под Windows и не требующий много ресурсов. Игру обогатило точное и быстрое управление мышкой, а также некоторые нововведения, доставляющие немало веселья.

Например, в DX-Ball бонус «расширитель площадки» работает с аккумулятивных эффектом, таким образом, если пойматьarkanoid dx-ball несколько таких бонусов, вы получите внушительную колбасу на половину экрана. Ловить с такой шарик — проще простого, но есть и негативные стороны. В DX-Ball полно отрицательных бонусов: уменьшение шарика до микроскопического, ускорение шарика, и даже мгновенная гибель ракетки («бонус» с изображением черепа). С огромной ракеткой увернуться от отрицательных бонусов становится куда сложнее, иногда и вовсе невозможно.

Помимо этого, много фана несут взрывающиеся блоки, площадь которых увеличивается также с помощью бонуса. Это круто — увеличить площадь детонации до максимума, а потом одним попадание взорвать нахрен весь уровень.

DX-Ball стоит того, чтобы играть. Смысла качать первую часть нет, так как позже вышел DX-Ball 2, который включает в себя, помимо оригинального сета уровней из DX-Ball, также несколько сотен новых уровней, разбитых на сеты по 25 и 50. Для разгрузки головы и медитации после трудного рабочего дня, DX-Ball 2 это самое то.

Скачать DX-Ball 2 бесплатно, полная версия для PC/Windows (~6 mb)